Система адекватных воспитательных мер, способствующих созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение
*Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние ребенка отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п. Невротичное поведение и чувство неполноценности могут выражаться в том, что на рисунке будет изображена маленькая фигурка, часто – в нижней части листа, с крошечными ступнями; или властная фигура одного из родителей преувеличенных размеров.
Гиперактивность диагностируется, если ребенок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
*Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять своим поведением, своими движениями, свойственными гиперактивным детям и отражаются в их произведениях. Рисунки редко бывают симметричными: если на бумаге изображено дерево, то ствол может быть искривлен, ветви «раскидистые», а листья четко не прорисованы, изображены «символически». Если изображены люди, то это «пляшущие человечки». Они никогда не статичны. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают руками (лапами, хвостами), прыгают, вертят головой.
*Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы (отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития). В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка.
Прежде чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
*Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом, предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.
*Для детей с эмоциональной неустойчивостью в рисунках характерны незавершенность в изображении предметов и действий; резкая деформация рисунка; бедность деталей; не доведенные до границ рисунка линии.
*Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов. Часто они изображают острые зубы, острые шипы, клыки, когти и т. д. Дети, которые в жизни привыкли добиваться своего с помощью кулаков, часто рисуют большие зачерненные, заштрихованные руки. Кстати, штриховка рук может свидетельствовать о мышечных зажимах в этой области. Те ребята, кто любит обзываться и кричать на других, привыкли вступать в многочисленные споры с окружающими, как правило, рисуют большой открытый рот с огромными, острыми зубами. Обычно агрессивные дети предпочитают либо темные цвета (черный, коричневый и др.), либо очень яркие (красный, зеленый). «Герои» рисунков агрессивных детей чаще всего люди действия. Они сражаются, кричат, догоняют кого-то, приказывают грозным тоном, ругаются, дерутся.
Нарушение внимания диагностируется, когда ребенок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.
*В рисунках детей, у которых объем и концентрация внимания малы, наблюдаются незавершенность в изображении отдельных деталей рисунка; разбросанность (например, начиная рисовать одного члена семьи, переходит на изображение другого человека, не закончив до конца первого).
Упражнения для развития процессов внимания:
Тренировка распределения внимания – вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а» и «ю», на следующий день какие-либо другие буквы и т.д.).
Тренировка объема внимания – взрослый в отсутствии ребенка выкладывает на стол какое-то, на первых порах небольшое, количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд открывает все предметы, опять закрывает и просит перечислить все, что тот увидел.
*Аутичные дети рисуют по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый ритуал. Например, деревья на их рисунках обычно имеют толстый ствол, занимающий большую площадь на листе, от ствола отходят ветки, как правило, похожие на широкие прямоугольные доски от забора. Листьев на ветках совсем немного. Тематика произведений аутичных детей, как правило, очень однообразна. Дети могут изо дня в день, из месяца в месяц, даже из года в год изображать один и тот же сюжет, одних и тех же персонажей, выполняющих одни и те же действия. (Однако нельзя забывать, что подобное «постоянство художественного вкуса» свойственно и тревожным детям, которые боятся неудачи, и тем детям, которые просто не умеют рисовать или имеют проблемы с мелкой моторикой).
*Если ребенок выполнил очень контрастное изображение – это показатель неразрешенного для ребенка конфликта. Если изобразил себя ближе к одному из родителей, то это признак конфликта в отношении с одним из родителей.
Причины агрессивного поведения детей:
Причины мстительного поведения детей:
Рекомендации воспитателям по работе с агрессивными детьми:
1. Научить детей приемлемым способам выражения гнева (выражать гнев безопасным способом, эмоционально отражать свой гнев, вербальный контакт с собственным гневом, обсуждение мотивов гнева)
2. Помочь ребенку в плане высвобождения истинных переживаний (боли, обиды), которые прячутся за внешними проявлениями гнева.
3. Помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.
4. Научить детей осознавать свой гнев.
5. Научить управлению собственным гневом.
6. Научить конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
Методы и техники коррекции агрессивного поведения детей
Направления коррекционной работы | Методы и техники коррекционного воздействия |
---|---|
1. Снижение уровня личностной тревожности | Релаксационные техники: дыхательные упражнения, мышечное расслабление движение под музыку рисование страхов беседы на тревожащие ребенка темы |
2. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей | работа с изображениями эмоций рассказывание эмоционально окрашенных историй рисование эмоций разыгрывание сценок |
3. Развитие позитивной самооценки | учить позитивному восприятию собственного “Я” создавать ситуации успеха использовать системы поощрений и наград за успехи |
4. Обучение детей выражению своего гнева приемлемыми способами |
рисование гнева “письма гнева” вербальное выражение гнева |
5. Обучение детей способам самоконтроля | релаксационные техники+дыхательная гимнастика проговаривание негативных действий: “расскажи, что ты хочешь сейчас сделать”;попробовать довести ситуацию до абсурда ввод правил:”посчитай до 10” осознание своего гнева через телесные ощущения:”покажи рукой, лицом, как ты зол” |
6. Обучение детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации | ролевые игры спортивные игры детальный разбор произошедших конфликтных ситуаций, их возможных последствий с выведением конструктивных способов решений введение правил поведения на занятиях с последующим поощрением позитивного поведения |
Этапы установления контактного взаимодействия с агрессивным ребенком
Стадии взаимодействия | Характер контакта | Основная тактика педагога | Результат |
---|---|---|---|
1)Расположение к общению | Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Отсутствие советов, уверений | Безусловное принятие, без одобрения и согласия | Принятие |
2)Поиск интересов | Необходимо найти общий интерес (нейтральный). Показать заинтересованность в интересах подростка. Подчеркнуть значимость ребенка. Беседы о ценностях | Ровное отношение, при этом подчеркивать уникальность личности ребенка | Положительный эмоциональный фон |
3)Выяснение предполагаемых положительных качеств | Разговоры о положительных качествах, поиск оригинального Определить, как ребенок относится к отрицательным качествам других людей, Затем поиск отрицательных качеств у себя. | Авансирование доверия ребенку | Создание ситуации безопасности |
4)Выяснение предполагаемых опасных качеств |
Уточнение границ и пределов личности ребенка. Выявление качеств, мешающих общению, можно высказаться о собственных негативных качествах | Принятие позитивного без обсуждения, возможны возражения и сомнения | Ситуация доверия открытости |
5)Адаптивное поведение | Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы взрослого. Подчеркивание динамики представлений о ребенке. Подчеркивание индивидуальности ребенка, учитывая ее в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Обсудить может ли приспособиться к особенностям другого | Открытые высказывания, стимулирование, советы | Определение «предмета» (качества) изменения и преобразования |
6)Установление оптимальных отношений |
Соблюдение норм общения. Составление планов по самоизменению. Проявление огорчения со стороны педагога за проступки |
Общие намерения Создать (по возможности) ситуацию успеха |
Согласие на выполнение принятого плана Чувство стыда ребенка |
Методические рекомендации для сотрудников органов власти "Права ребенка"
Методические рекомендации по профилактике уходов несовершеннолетних детей из дома
Алгоритм работы правоохранительных органов при поиске пропавших детей
Памятка для родителей по профилактике саовольных уходов детей из дома "Предупредить беду"
Психолого-педагогические причины уходов детей из дома
Ребенок уходит из дома. Причины, последствия. Превенция
Коррекция поведения несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы
Направления работы специалиста по работе со случаем по уходам детей из дома
Психологическая помощь по предотвращению работы со случаем по уходу детей из семьи